Путешествие по Обводному каналу
Когда-то Обводный канал обозначал край города. Также как по Фонтанке проходила граница Петербурга XVIII века, Петербург XIX века заканчивался у Обводного канала, дальше уже шли предместья. И хотя край города с тех пор значительно отодвинулся, и облик Обводного канала за прошедший XX век изменился, да и само понятие “края города” во времени претерпело изменение, но что-то вечное, неизменно-окраинное остается здесь до сих пор.
Обводный канал в Петербурге — это не только гидротехническое сооружение, очень передовое для своего времени, не только транспортная магистраль, соединяющая порт и верхнее течение Невы, — это еще и художественный образ города, занимающий такое же важное, знаковое место в его культуре, как и Невскийпроспект. По крайней мере, представление о Петербурге без Обводного канала будет неполным.
Всегда существовало противостояние Петербурга парадного, строгого, стройного, официального и — окраинного, хозяйственно-промышленного, дымного, необустроенного. Но и тот, и другой составляли единое целое — столицу Российской Империи. И влияние их на характер столицы, значение в ее развитии с обеих сторон было равным.
Город — это суммарный итог непрерывной творческой деятельности каждого из живущих в нем… Самый последний бродяга, не имеющий своего угла, является таким же творцом Города, как и прославленный архитектор, застроивший его великолепными дворцами, — разница лишь в “материале”, в котором находит воплощение творческий порыв их жизни”. Данное высказывание совершенно точно совпадает и с творческим вкладом пространственно-культурной субстанции Обводного канала в исторический контекст Петербурга. Обводный канал — это заводы и фабрики, с которыми связано начало промышленного переворота в Санкт-Петербурге и в России.
Обводный канал — один из главных искусственных водных протоков Санкт-Петербурга, самый длинный из них (его протяженность более 8 км). Канал является условной границей южного промышленного пояса города. Многие здания, стоящие вдоль набережных Обводного канала — гражданские и промышленные, мосты и подпорные стенки, — представляют значительный интерес в историко-архитектурном отношении. Сложившаяся к настоящему времени архитектурная среда вдоль берегов канала носит ярко выраженный индивидуальный характер и является такой же неотъемлемой частью Петербурга, как, например, Невский проспект, Коломна, Васильевский остров.
Лекция об истории создания этого уникального гидротехнического сооружения и застройке его берегов познакомит вас с неизвестными страницами истории материальной культуры Санкт-Петербурга.
0 комментариев