Литориновое море, сохранение наследия и нравы самых первых петербуржцев. Репортаж Натальи Бандуриной о том, что было на месте нашего города задолго до его появления.
В начале 1780-х годов купец В. Грехов возвел трехэтажный каменный дом. С конца XVIII века участок принадлежал калужским купцам и промышленникам Билибиным, предкам художника И.Я. Билибина. К середине 1830-х годов дворовое место перешло в собственность жены статского советника А.В. Поповой, у которой его в 1845 году купил архитектор Александр Павлович Брюллов (1798–1877). В том же году он разработал проект перестройки дома и благополучно его осуществил. В конце 1870-х годов дом унаследовала его дочь С.А. Сюзор, жена академика архитектуры, графа Павла Юльевича Сюзора (1844–1919).
Музей Старого Петербурга основан в 1907 году «Комиссией по изучению и описанию старого Петербурга» при Императорском обществе архитекторов-художников. Председатель Общества П.Ю. Сюзор предложил разместить экспонаты в своем доме на Кадетской линии, 21, пока музей не найдет подходящее старинное здание для постоянной экспозиции. Музей находился здесь до 1917 года.
Общественный музей не был самым крупным из отечественных публичных собраний, но был одним из самых значимых просветительских учреждений России предреволюционной эпохи. Музей был первым в России общественным центром по изучению, сохранению и популяризации художественного наследия одного города, первым в стране музеем с «архитектурным уклоном».
На лекции будет рассказано: об истории создания дома, об интерьерах обширной квартиры архитектора А.П. Брюллова, в которой частично сохранилась первоначальная отделка, об основании передового Музея Старого Петербурга и о концепции приспособления здания, где по инициативе СПбГО ВООПИиК планируется возродить историко-архитектурный музей – центр изучения, сохранения и популяризации памятников истории и культуры Санкт-Петербурга.
Когда-то Обводный канал обозначал край города. Также как по Фонтанке проходила граница Петербурга XVIII века, Петербург XIX века заканчивался у Обводного канала, дальше уже шли предместья. И хотя край города с тех пор значительно отодвинулся, и облик Обводного канала за прошедший XX век изменился, да и само понятие “края города” во времени претерпело изменение, но что-то вечное, неизменно-окраинное остается здесь до сих пор.
Обводный канал в Петербурге — это не только гидротехническое сооружение, очень передовое для своего времени, не только транспортная магистраль, соединяющая порт и верхнее течение Невы, — это еще и художественный образ города, занимающий такое же важное, знаковое место в его культуре, как и Невскийпроспект. По крайней мере, представление о Петербурге без Обводного канала будет неполным.
Всегда существовало противостояние Петербурга парадного, строгого, стройного, официального и — окраинного, хозяйственно-промышленного, дымного, необустроенного. Но и тот, и другой составляли единое целое — столицу Российской Империи. И влияние их на характер столицы, значение в ее развитии с обеих сторон было равным.
Город — это суммарный итог непрерывной творческой деятельности каждого из живущих в нем… Самый последний бродяга, не имеющий своего угла, является таким же творцом Города, как и прославленный архитектор, застроивший его великолепными дворцами, — разница лишь в “материале”, в котором находит воплощение творческий порыв их жизни”. Данное высказывание совершенно точно совпадает и с творческим вкладом пространственно-культурной субстанции Обводного канала в исторический контекст Петербурга. Обводный канал — это заводы и фабрики, с которыми связано начало промышленного переворота в Санкт-Петербурге и в России.
Обводный канал — один из главных искусственных водных протоков Санкт-Петербурга, самый длинный из них (его протяженность более 8 км). Канал является условной границей южного промышленного пояса города. Многие здания, стоящие вдоль набережных Обводного канала — гражданские и промышленные, мосты и подпорные стенки, — представляют значительный интерес в историко-архитектурном отношении. Сложившаяся к настоящему времени архитектурная среда вдоль берегов канала носит ярко выраженный индивидуальный характер и является такой же неотъемлемой частью Петербурга, как, например, Невский проспект, Коломна, Васильевский остров.
Лекция об истории создания этого уникального гидротехнического сооружения и застройке его берегов познакомит вас с неизвестными страницами истории материальной культуры Санкт-Петербурга.
Кронштадтская крепость сыграла выдающуюся роль в истории нашего государства, являясь неприступным оплотом столицы и важнейшего промышленного центра страны.
С момента ее основания Петром Великим и до второй половины ХХ века Кронштадт являлся одним из важнейших центров развития отечественного военно-инженерного искусства, именно здесь осуществлялись наиболее грандиозные фортификационные проекты, опробовались самые передовые идеи и решения. Можно сказать, что Кронштадт являлся своего рода инженерным полигоном для выявления основных принципов устройства укреплений, которые затем распространялись по всем крепостям государства. Особую специфику Кронштадта предопределило его положение в центре Финского залива. Значительная часть укреплений крепости являются морскими, то есть расположенными посреди акватории залива на искусственных островах, поэтому развитие фортификации здесь шло бок о бок с развитием гидротехники и инженерно-строительного искусства в целом.
Предлагаемая Вашему вниманию лекция будет посвящена основным периодам развития Кронштадтской крепости. Будут рассмотрены все основные типы укреплений с их вооружением и фортификационными особенностями. А также уделено внимание современному состоянию сооружений, перспективам их использования.
Премьера документального фильма об Уральском добровольческом корпусе под названием «Дивизия черных ножей», снятый киноцентром «Пермская синематека». Съемочная группа провела масштабную работу по изучению архивов и фондов музеев края, в ленте будет использовано 100 единиц архивных материалов, 30 книг и 100 статей, 100 воспоминаний участников и заинтересованных лиц и порядка 400 фотографий.
Известный писатель, драматург, сатирик, любимый миллионами зрителей нашей страны за острый ум и необыкновенно точное владение словом, предстанет в абсолютно новом качестве – исследователя старины и режиссера! Проведя серьёзное исследование, подняв не один пласт истории, побывав в самых разных уголках России и мира, он даст правдивый ответ на вопросы “Кем было основано современное (тысячелетнее) русское государство, кто такие русы и были ли варяги скандинавами”?
Фильм снят при финансовой поддержке народа.
#задорнов #михаилзадорнов #рюрик
Реставрация фильма выполнена командой профессионалов Группы компьютерной графики «Мосфильма». Узнать подробности: cg.mosfilm.ru
Комедийный фильм «Двенадцать стульев»
Лидер советского кинопроката в 1971 году (39,3 миллиона зрителей), экранизация одноимённого романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» снятая режиссёром Леонидом Гайдаем.
Комедийная лента, рассказывающая о похождениях самого, пожалуй, популярного и любимого в народе литературного героя. Остап Бендер с Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым ищут фамильные драгоценности, которые покойная теща Воробянинова спрятала в одном из стульев столового гарнитура. Параллельно с ними поисками сокровищ занимается священник отец Федор, которому эта «страшная» тайна была открыта на исповеди. — Премия за вклад в разработку жанра кинокомедии Л.Гайдаю на V ВКФ в Тбилиси.
Режиссер: Гайдай Леонид Иович
Сценаристы: Бахнов Владлен, Гайдай Леонид Иович, Ильф Илья
Композитор: Зацепин Александр
В главных ролях: Никулин Юрий, Воробьева Наталья, Варлей Наталья, Богданова-Чеснокова Гликерия Васильевна, Гомиашвили Арчил, Гребешкова Нина, Пуговкин Михаил, Румянова Клара, Крачковская Наталья, Филиппов Сергей
1988-й, Москва. Самое загадочное престулпение перестроечных лет — расправа над заместителем директора овощной базы, забитым до смерти молотком у себя дома. Почему преступник оставил надпись на стене «Именем народа»? Кто скрывался под маской народного мстителя?